+7 (495) 916-29-10
г. Москва, площадь Журавлева, 2с2

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры, внесение в реестр ТС и ОТИ

Что такое категорирование ОТИ?

Категорирование ОТИ это отнесение объекта транспортной инфраструктуры к одной из категорий, в зависимости от размера возможных социальных и экономических последствий совершения на нем акта незаконного вмешательства, а также в зависимости от степени угрозы совершения АНВ.

Реестр, категорирование ТС

В связи с изменением законодательства с 2020 года категорирование транспортных средств не осуществляется. Все ТС, определенные п. 11), ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ подлежат обязательному включению в тот или иной Реестр ОТИ и ТС по видам транспорта, ведение которого осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В Реестре ОТИ и ТС отображаются следующие сведения о транспортном средстве:
- реестровый номер;
- дата внесения в Реестр;
- наименование и параметры ТС (марка, тип, модель, идентификационный номер и пр.);
- информация о СТИ;
- место нахождения транспортного средства (при наличии);
- основание для внесения в Реестр;
- основание для внесения в Реестр изменений;
- дата внесения в Реестр изменений;
- основание для исключения из Реестра;
- дата исключения из Реестра.

Реестр, категорирование ОТИ

Все ОТИ, определенные п. 5), ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ подлежат обязательному включению в соответствующий Реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляется тем или иным компетентныморганом по виду транспорта (Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росавиация). Кроме того ОТИ, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, определенных Приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 331 подлежат категорированию, которое также осуществляется компетентным органом на основании сведений, предоставляемых субъектом транспортной инфраструктуры.
Для объектов транспортной инфраструктуры морского, речного, автомобильного, железнодорожного транспорта, а также объектов метрополитена и дорожного хозяйства установлено 4 категории, где наивысшей является 1 категория, наименьшей 4 категория.
Для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта установлено 5 категорий, где наивысшей является 1 категория, наименьшей 5 категория.
В Реестре ОТИ и ТС отображаются следующие сведения о категорированном объекте транспортной инфраструктуры:
- присвоенный номер в Реестре;
- дата внесения в Реестр;
- полное наименование ОТИ;
- информация о СТИ;

- место нахождения ОТИ; - основание для внесения в Реестр;
- дата присвоения категории и категория;
- основание для внесения в Реестр изменений;
- дата внесения в Реестр изменений;
- дата изменения категории и измененная категория;
- основание для исключения из Реестра;
- дата исключения из Реестра.
В Реестре ОТИ и ТС отображаются следующие сведения об объекте транспортной инфраструктуры, не подлежащем категорированию:
- реестровый номер;
- дата внесения в Реестр;
- полное наименование ОТИ;
- информация о СТИ;
- место нахождения ОТИ;
- основание для внесения в Реестр;
- основание для внесения в Реестр изменений;
- дата внесения в Реестр изменений;
- основание для исключения из Реестра;
- дата исключения из Реестра.

Понятие категорирование ОТИ

Категорирование объекта транспортной инфраструктуры – это отнесение ОТИ к определенной категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Основные задачи категорирования ОТИ

Основной задачей категорирования объектов транспортной инфраструктуры является отнесение компетентным органом каждого ОТИ, подлежащего категорированию, к одной из категорий.

Порядок категорирования ОТИ

Процесс категорирования состоит из 3 этапов:
- предоставление субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган полной и достоверной информации о СТИ, ОТИ и количественных показателях критериев категорирования;
- проверка компетентным органом представленной информации, в т.ч. путем межведомственного взаимодействия и при необходимости дозапроса у СТИ недостающих сведений;
- принятие компетентным органом решения о присвоении категории и уведомление СТИ о принятом решении.

Правила категорирования объектов транспортной инфраструктуры

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1595, согласно которым:
- категорирование ОТИ осуществляется компетентным органом;
- категорирование осуществляется исходя из 3-х критериев;
- категория присваивается по наивысшему количественному показателю любого из критериев.

Критерии категорирования ОТИ

Критерии категорирования для объектов транспортной инфраструктуры определены Приказом Минтранса России от 07.09.2020 № 358 и их значения отличаются в зависимости от вида транспорта.
К критериям категорирования ОТИ относятся:
- степень угрозы совершения АНВ, которая определяется на основании статистических данных,полученных от Ространснадзора и его территориальных органов о количестве совершенных и/или предотвращенных АНВ;
- возможное (прогнозное) количество погибших или получивших вред здоровью людей в результате совершения АНВ, которое определяется на основании сведений предоставляемых СТИ в компетентный орган;
- возможный (прогнозный) размер материального ущерба, который определяется на основании сведений предоставляемых СТИ в компетентный орган.
В отношении ОТИ железнодорожного транспорта помимо указанных критериев категорирования установлен 4-й критерий - интенсивность выполняемых технологических операций.

ОТИ не подлежащие категорированию

Перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию определен Приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 331 и в него входят:

Вид транспорта
Не подлежащие категорированию ОТИ
Морской
Акватории морских портов
Центры управления СУДС и ГМССБ
Причалы (пирсы, стоечные суда и пр.) обслуживающие пассажиров и морские суда в пределах одного субъекта РФ
Речной
Участки внутренних водных путей в границах Южного федерального округа
Береговые пункты диспетчерского регулирования движения судов
Причалы (пирсы, стоечные суда, дебаркадеры и пр.) обслуживающие пассажиров и речные суда при перевозках по местным, пригородным и внутригородским маршрутам
Воздушный
Вертодромы
Посадочные площадки
Объекты системы наблюдения, радионавигации, посадки или авиационной электросвязи
Здания (строения, помещения), предназначенные для обслуживания пассажиров и воздушных судов
Аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее
Железнодорожный
ЖД станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточными со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года
ЖД станции на путях необщего пользования, на которых не производятся грузовые операции с опасными грузами ЖД вокзалы со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года и расчетной (проектной) вместимостью до 200 пассажиров
ЖД мосты, не имеющие вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений, с максимальной длиной пролетных строений менее 46 м, со временем восстановления движения не более 1 суток
Пассажирские остановочные железнодорожные пункты в границах Московских центральных диаметров
Автомобильный
Автовокзалы и автостанции, расположенные в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек, в работе которых в течение 2-х лет подряд не совершено и/или предотвращено ни одного АНВ и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки
Дорожное хозяйство
Мостовые сооружения и тоннели длиной до 25 м включительно
Мостовые сооружения и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения)
Мостовые сооружения деревянные, наплавные, а также временные
Мостовые сооружения не имеющие перемещаемых или подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок
Категорирование строящегося объекта транспортной инфраструктуры

Проектирование объекта транспортной инфраструктуры осуществляется с учетом предварительной категории, которая определяется застройщиком по согласованию с компетентным органом. В отношении строящегося ОТИ, не подлежащего категорированию присвоение предварительной категории, не требуется.

Стоимость категорирования и включения в реестр

При заказе в компании Эксперт Безопасность паспорта обеспечения транспортной безопасности или оценки уязвимости наши специалисты бесплатно окажут методическую помощь по подготовке и направлению необходимых для внесения в реестр и категорирования сведений.

Кем осуществляется и проводится категорирование ОТИ?

Категорирование ОТИ осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности – в зависимости от вида транспорта это может быть Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот, Росавиация.

Кем определяются критерии категорирования ОТИ?

Критерии категорирования определяются Минтрансом России по согласованию с ФСБ и МВД РФ и приведены в Приказе Минтранса России от 07.09.2020 № 358.

Что является критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры?

Критериями категорирования ОТИ являются степень угрозы совершения АНВ, размер возможного материального ущерба и возможного количества, погибших и получивших вред здоровью от последствия совершения АНВ. Для объектов жд транспорта дополнительным критерием категорирования является интенсивность движения поездов.

Изменяется ли категория при изменении показателей критериев категорирования ОТИ?

Да, в случае изменения значений критериев категорирования, ранее присвоенная объекту транспортной инфраструктуры категория может быть изменена на основании представленных субъектом уточненных сведений.

Остались вопросы?

Поясним в бесплатной консультации и приступим к работе в день обращения!

Ознакомьтесь подробнее:

Паспорт транспортной безопасности
Перейти
Оценка уязвимости
Перейти
Эксперт Безопасность
Специализированная аккредитованная организация, осуществляющая разработку документации в сфере безопасности и антитеррористической защищенности для объектов различного назначения.
Обеспечение безопасности
Комплекс мер, направленных на защищенность объекта от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов и препятствующих их совершению.
Разработка документов
Является основополагающим этапом мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности и ложится в основу построения системы физической защиты объекта.
Обязанность по ОТБ
Возложена на юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, владеющих объектом на праве собственности или ином законном основании.

Этапы работы

1
Обращение
В бесплатной консультации мы расскажем какой документ вам необходим или приведём законные обоснования, что документ не требуется.
2
Договор
Обсуждение стоимости и деталей сотрудничества. Подписание договора.
3
Оказание услуги
Сбор исходных данных. Включение в реестр или категорирование. Обследование объекта. Разработка документа и согласование с заказчиком. Подача в компетентные органы.
Передача готового документа заказчику
71
Постановление
содержат требования для каждого вида деятельности. Поясним в бесплатной консультации
800+
уникальных объектов
Опыт разработки документов любой сложности для всех видов объектов
Штраф
до 500 000 руб.
Быстро выполним работу чтобы Вы избежали штрафы и ограничения

Новости и публикации

Категорирование объектов промышленности
О процедуре отнесения промышленного объекта и его территории к одной из категорий, каждая из которых устанавливает комплекс дифференцированных требований к уровню антитеррористической защищенности.
06.10.2025 Публикации
Категорирование ТЭК
О процедуре отнесения объекта топливно-энергетического комплекса к одной из трех категорий с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его последствий.
06.10.2025 Публикации
Внесение в реестр и категорирование ТС и ОТИ
Развернутая статья о включении в реестр транспортного средства или объекта транспортной инфраструктуры, а также процедуре категорирования ОТИ.
28.09.2025 Публикации
Особенности защиты опасных производственных объектов
Подробно о мерах защиты опасных производственных объектов и предотвращении проникновения посторонних лиц.
27.09.2025 Публикации